Уже давно существует мнение, что государственные органы должны сами обмениваться информацией в ходе различных проверочных мероприятий и оформления документов.
Данный подход закреплен в ряде официальных документов, в частности, в рекомендациях СЕФАКТ ООН. Основой для формирования такого взаимодействия является перевод документооборота в электронный формат. Уже сейчас мы подаем таможенные декларации, товаросопроводительные документы, отчетность в налоговую и т.п. в электронной форме. Но полного цикла обмена информацией в который включались бы все заинтересованные государственные органы не существует.
В связи с этим, пока что мы можем говорить о существовании в России только системы «Одного окна», когда на определенном этапе оформления документов (например, прибытии товара в пункт пропуска) есть возможность предоставить информацию в одной точке, концентрирующей несколько видов контрольных операций. «Одно окно» предполагает расширение полномочий таможенных органов при проведении различных видов государственного контроля (транспортного, ветеринарного, санитарно-карантинного).
«Единое окно» предполагает гораздо более глубокую интеграцию и развитие электронного взаимодействия не только между ведомствами, но и вовлечение различных бизнес структур.
Рекомендация № 33 СЕФАКТ ООН определяет «Единое окно» как «механизм, благодаря которому торговая информация и/или документы, необходимые для выполнения формальностей, связанных с импортом, экспортом или транзитом продукции, вводятся в систему только один раз с использованием единого пропускного канала». Данное определение «Единого окна» может быть классифицировано как эквивалент системы «Единого окна» с разовым представлением документов и подключением всех ведомств.
Рядом подразделений ООН разработана методика создания механизма национального и регионального «Единого окна». Примерная схема реализации данной системы представлена на рис. 2.
Создание системы единого окна чаще всего связывают с возможностью упрощения внешнеторговых операций и снижения издержек при оформлении документов и прохождении контрольных мероприятий. Например, безбумажная таможенная система, используемая Королевской Таможней Таиланда, упрощающая порядок выдачи экспортной декларации с помощью электронных средств, значительно сокращает процесс экспорта с 24 до 14 дней, а экспортные расходы на 213 долларов США за контейнер11, в результате экономия в национальном масштабе составляет 750 миллионов долларов США в год.
В России кроме перевода ряда операций (госуслуг) в электронных вид, реализуется Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В отличии от «Единого окна» она предполагает проведение операций, включающих участие только двух ведомств. Это не всеобщая информационная сеть, а набор утвержденных протоколов взаимодействия между конкретными ведомствами, например, таможенной и налоговой службой.
В связи с существованием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), помимо национальных систем межведомственного взаимодействия, создается единая Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ). ИИСВВТ выступает как обменная среда между существующими национальными системами и также не может выступать полноценным механизмом «Единого окна».
Тем не менее наиболее эффективным вариантом реализации «Единого окна» выступает информационно-операционная сеть, см. рис. 3.
Такой формат системы позволяет объединить все проводимые операции в рамках общей информационной системы, включающей государственный и бизнес-сегменты. Что позволяет повысить прозрачность совершаемых операций и контролировать всю цепь поставки товаров.
Павел Духницкий