«Одно окно» или «Единое окно»: в чем разница?

 

Уже давно существует мнение, что государственные органы должны сами обмениваться информацией в ходе различных проверочных мероприятий и оформления документов.

 

Данный подход закреплен в ряде официальных документов, в частности, в рекомендациях СЕФАКТ ООН. Основой для формирования такого взаимодействия является перевод документооборота в электронный формат. Уже сейчас мы подаем таможенные декларации, товаросопроводительные документы, отчетность в налоговую и т.п. в электронной форме. Но полного цикла обмена информацией в который включались бы все заинтересованные государственные органы не существует.

 

В связи с этим, пока что мы можем говорить о существовании в России только системы «Одного окна», когда на определенном этапе оформления документов (например, прибытии товара в пункт пропуска) есть возможность предоставить информацию в одной точке, концентрирующей несколько видов контрольных операций. «Одно окно» предполагает расширение полномочий таможенных органов при проведении различных видов государственного контроля (транспортного, ветеринарного, санитарно-карантинного).

 

Этапы развития системы Единого окна
Рис. 1. Этапы развития системы «Единого окна»

 

«Единое окно» предполагает гораздо более глубокую интеграцию и развитие электронного взаимодействия не только между ведомствами, но и вовлечение различных бизнес структур.

 

Рекомендация № 33 СЕФАКТ ООН определяет «Единое окно» как «механизм, благодаря которому торговая информация и/или документы, необходимые для выполнения формальностей, связанных с импортом, экспортом или транзитом продукции, вводятся в систему только один раз с использованием единого пропускного канала». Данное определение «Единого окна» может быть классифицировано как эквивалент системы «Единого окна» с разовым представлением документов и подключением всех ведомств.

 

Рядом подразделений ООН разработана методика создания механизма национального и регионального «Единого окна». Примерная схема реализации данной системы представлена на рис. 2.

 

Методология развития системы Единого окна
Рис. 2. Методология развития системы «Единого окна» (Single Window Implementation Framework (SWIF))

 

Создание системы единого окна чаще всего связывают с возможностью упрощения внешнеторговых операций и снижения издержек при оформлении документов и прохождении контрольных мероприятий. Например, безбумажная таможенная система, используемая Королевской Таможней Таиланда, упрощающая порядок выдачи экспортной декларации с помощью электронных средств, значительно сокращает процесс экспорта с 24 до 14 дней, а экспортные расходы на 213 долларов США за контейнер11, в результате экономия в национальном масштабе составляет 750 миллионов долларов США в год.

 

В России кроме перевода ряда операций (госуслуг) в электронных вид, реализуется Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В отличии от «Единого окна» она предполагает проведение операций, включающих участие только двух ведомств. Это не всеобщая информационная сеть, а набор утвержденных протоколов взаимодействия между конкретными ведомствами, например, таможенной и налоговой службой.

 

В связи с существованием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), помимо национальных систем межведомственного взаимодействия, создается единая Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ). ИИСВВТ выступает как обменная среда между существующими национальными системами и также не может выступать полноценным механизмом «Единого окна».

 

Тем не менее наиболее эффективным вариантом реализации «Единого окна» выступает информационно-операционная сеть, см. рис. 3.

 

Модель Единого окна
Рис. 3. Модель «Единого окна».

 

Такой формат системы позволяет объединить все проводимые операции в рамках общей информационной системы, включающей государственный и бизнес-сегменты. Что позволяет повысить прозрачность совершаемых операций и контролировать всю цепь поставки товаров.

 

Павел Духницкий