Introduction
Знали ли Вы, что 40% российских компаний в качестве приоритетного направления своего развития видят повышение уровня логистических процессов, в то время как лишь 25% по-прежнему ищут последние ниточки, за которые можно зацепиться, судорожно оптимизируя свои издержки? Почему же так происходит? Дело в том, что логистика в России из «падчерицы» давно уже превратилась в оберегаемую часть бизнес-деятельности, хотя до сих пор приходится сталкиваться с вольными трактовками этого понятия, не говоря уже о самих отделах логистики. Наиболее распространенная ошибка – формальное переименование отдела снабжения (или транспортного отдела) в отдел логистики. Смена табличек на кабинетах в офисах никого не удивляет. Некогда «снабженец» теперь именуется логистом.
Тогда как современная логистика — это стратегическое управление закупками, снабжением, транспортировкой, хранением готовой продукции, или материалов. Логистика включает в себя также управление финансовыми и информационными потоками. Какими бы не были разными определения, миссия логистики вполне определенна – это удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функционированием системы: транспорт – складское хозяйство – запасы.
Совет №1: форма обучения играет ключевую роль
В современной России обучение логистов традиционно проходит в стенах ВУЗов – это процесс длительный и дорогостоящий. Вместе с тем, далеко не все ВУЗы [по крайней мере, говоря об обучении логистике в Петербурге] отличаются оперативной адаптацией своих образовательных программ в соответствии с быстро меняющимися реалиями. С другой стороны, незаслуженно недооцененные специализированные курсы по международной логистике (повышения квалификации или переподготовки) могут дать значительно больше преимуществ в плане «реальных» знаний и выработки практических знаний. Своим мнением по этой проблематике с нами поделился Александр Жучков (бизнес-тренер по логистике в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, преподаватель УЦ «Компас ВЭД»):
«Во многих учебных заведениях широкого образовательного профиля программы страдают значительной инерцией по отношению к революционным технологическим прорывам на рынке логистических услуг. Это не что иное, как расплата за профессиональный снобизм методистов, абсолютирующих и доводящих до идеала ту или иную учебную методику, стремительно устаревающую к моменту перехода на новые технологии, соответственно, родовым общим признаком учебных программ по логистике становится их формализованность. Обучение превращается в рутинное начётничество. Преподаватели циклично читают одно и то же. Конечно, нельзя сказать, что такие программы плохи, отнюдь. Но практический выход от таких занятий не очень высокий.
Выпускники курсов по международной логистике в своем взгляде на окружающие процессы руководствуются подходом, который оправдывает себя в астрономии, когда ученые делают свои выводы на основе света давно угасших звезд. Но в ситуации мгновенно меняющейся ситуации на рынке такой подход неприемлем. На самом деле, мы далеко не всегда осознаем, что эпоха, когда специалист учился вначале 5-8 лет ремеслу для того, чтобы потом успешно работать чуть ли не до пенсии, прошла, и темпы изменения технологий в глобальном мире стали намного опережать темпы индивидуального усвоения знаний. По этой причине мне крайне импонируют высокий уровень адаптивности образовательных программ курсов по международной логистике в Санкт-Петербурге: это мне как лектору дает больший творческий простор в рамках профессиональной деятельности»
Совет №2: не менее важно, кто ты есть…
Если вы хотите развиваться в сфере международной логистики, убедитесь лишний раз, что вам свойственны следующие качества: математический склад ума, внимательность, умение оперативно работать с большим объемом информации. Международная логистика – это точная дисциплина, которая не приемлет многих подходов, свойственных гуманитарным наукам.
В конце концов, развитию логистики как разновидности хозяйственной деятельности всегда предшествует продолжительный период внедрения логистического мышления, построенного на профессиональной аксиоматике и на своеобразной логистической философии, базирующейся на целом ряде формирующих дисциплину концепций.
Вместе с тем заметим, что, хотя краткосрочные курсы по международной логистике и крайне удобная форма обучения (учитывая динамичность этой отрасли), здесь кроется подводный камень. Ведь логическому мышлению, нельзя обучить в рамках программы продолжительностью до 500 академических часов, оно закладывается при обучении в профильном ВУЗе, либо через самообразование, выполняя различные операционные функции, анализируя их изнутри. При этом, более последовательная карьерная лестница, как правило, приводит к более качественному результату.
Совет №3: значение опыта для логиста не переоценить
«Невозможно стать настоящим капитаном морского судна, не пройдя весь путь от рядового матроса до старшего помощника». Это справедливо и в международной логистике. Для того чтобы ориентироваться в морских перевозках, необходимо представлять, как устроен порт, как работают его перегрузочные и складские мощности, какие бывают суда и какие технологии применяются к морской транспортировке тех или иных грузов. Для этого в идеале необходимо начать свой трудовой путь с профессии тальмана, морского агента, либо сюрвейера. Аналогичная картина для железнодорожных, автомобильных и авиа-перевозок.
Кроме того, многие эксперты утверждают, что логистика – это дисциплина, в которой практика значительно отличается от теории. И отчасти это так, особенно, если процессами управляют люди, не вполне знакомые с международными и национальными нормативами, логистическими концепциями, классификацией грузов и т.д.
Особенно интересна своей прямолинейностью позиция Александра Жучкова касательно этого вопроса:
«Вузовские программы, неизбежно несущие на себе бремя академизма, стали неумолимо проигрывать в этой гонке технологий даже в своих попытках догнать технологическую волну, когда вместо изложения внутренней мотивации внедрения той, или иной технологии делается попытка изложения ее внешних признаков. выпускнику все равно приходится некоторое время подстраивать полученные знания под практику. Приобретать опыт. Уходит драгоценное время.
В случае же с образовательными программами, разработанными в учебном центре «Компас ВЭД», заказчик и сама окружающая реальность формируют набор тем, такова и история запуска курса по международной логистике в СПб. Работают принципы обратных связей. Так что, никакого формализма или догматики. Внимание учащихся сфокусировано на путях разрешения проблем, с которыми обычно сталкивается российский бизнес, и на минимизации их последствий. Мы убеждены: вариативность занятий, их неформальность и практическая ценность – залоги дальнейшего успешного развития курсов международной логистики в Петербурге на базе УЦ «Компас ВЭД».