Регулярное общение с деловым сообществом, работающим с китайскими поставщиками, подтверждает мысль о том, что деятельность китайских мошенников развита лучше, чем мог бы себе представить литературный герой романов И. Ильфа и Е. Петрова Остап Бендер, который, как известно, знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения.Китайцы – носители древнейшей культуры, в которой торговля, переговоры, внутренняя конкуренция на протяжении нескольких тысячелетий играли ведущие роли.
Эксперты утверждают, что под влиянием социокультурной специфики, врожденного прагматизма и исторического превосходства обман иностранца для многих китайских бизнесменов не является нарушением моральных норм и проявлением недобросовестности. Часть китайских предпринимателей совершает несколько обманов, просто чтобы «подняться», получить капитал, достаточный для организации сколь-нибудь масштабной деятельности, — и уже потом начать работать по-честному.
Материалов по данной теме в отечественной бизнес-среде сегодня достаточно, чтобы опубликовать серьезное издание. Но, то ли по причине деликатности рассматриваемых вопросов, то ли на фоне очередной волны укрепления дружбы между нашими двумя странами, такая книга не выходит в свет. При этом практически ежедневно список жертв мошеннических схем, предпринимаемых китайскими «контрагентами», пополняется новыми предпринимателями из России.
Не задаваясь целью разобраться, какие именно нормы права нарушаются при реализации данных схем (в прочих случаях сделки изначально проходят с нарушением российского права, регулирующего ведение ВЭД), мы остановимся на типовых ситуациях, которые все-таки лежат в плоскости экономических преступлений, но не в области разного рода махинаций с качеством товаров и их ценами.
Поскольку обеспечение восстановления нарушенных прав российских импортеров происходит, по факту, крайне редко, последним остается рекомендовать проявлять предельную концентрацию при ведении бизнеса с китайскими партнерами.
Схема 1 Простое исчезновение
На одной из торговых площадок покупатель находит поставщика, который позиционирует себя в качестве производителя. «Поставщик» имеет сайт (как правило, на нескольких языках), где приведены фотографии производства, копии лицензий и сертификатов. Покупатель вступает в переписку с менеджером, который общается на хорошем английском, адекватен, технически грамотен. Подробно разъясняет особенности продукции и не торопит с размещением заказа. У такой компании по факту может быть арендован небольшой офис. В случае желания покупателя приехать в Китай для него организуется посещение фабрики, действительно производящей необходимый товар (здесь могут работать разные договоренности). Переговоры в таком случае ведутся, как правило, не на самой фабрике, а в арендованном офисе «поставщика». После возвращения домой покупатель размещает заказ, оплачивает аванс (30%) и ждет извещения о готовности партии товара, которое, однако, не приходит, поскольку «поставщик» уже сменил сайт, контактные реквизиты и адрес места нахождения и изначально даже и не планировал поставлять товар.
Схема 2 Изменились реквизиты
Покупатель работает с реальной фабрикой, которая в целом успешно производит и отгружает требуемые товары. Общение происходит с менеджером, с которым покупатель лично встречался, ходил в ресторан и поддерживает, если не доверительные, то уж точно нормальные рабочие отношения. После размещения очередного заказа к покупателю приходит письмо, о том, что фабрика поменяла банковский счет и в этот раз необходимо перечислять оплату на другие реквизиты. Такое письмо может прийти, как непосредственно с электронной почты менеджера, так и с другого ящика с измененными 1-2 символами в написании. В первом случае менеджер может уволиться с фабрики, открыть счет в банке и собрать таким образом «отступные» со своих бывших клиентов. Как вариант (способ технически более сложный), аферисты могут взломать почтовый ящик менеджера и, отслеживая переписку по заказу, вовремя направить письмо с новыми реквизитами от его имени. Причем, в письме могут быть указаны телефоны «финансового департамента фабрики», а также «отделения банка», в котором открыт новый счет, по которым, в случае обращения, покупатель услышит четкие заверения в реальности данной ситуации. В случае с измененным именем почтового ящика менеджер фабрики может быть также как вовлечен, так и не вовлечен в аферу. Далее, после перевода средств, так или иначе, покупатель понимает, что никакие банковские реквизиты фабрика не изменяла, а деньги были перечислены мошенникам.
Схема 3 Вскрытие покажет
Принципиально модель обмана построена на отправке покупателю товара с более низкой ценностью, а то и вовсе с отсутствием таковой. Покупатель ведет переписку с поставщиком (как правило, это все-таки не фабрика, а торговая компания), с которым уже были реализованы несколько успешных сделок. Впрочем, такие ситуации могут возникать и при самой первой сделке. Покупатель вносит депозит, далее, по мере готовности производит финальный платеж за отгружаемую партию, после чего получает документы (упаковочный лист, копии коносамента, экспортной декларации), в которых приведены сведения, точно отражающие характеристики заказываемой партии. По результатам прибытия груза в РФ покупатель открывает контейнер и обнаруживает, что вместо полиэтиленовой крошки в контейнере мешки с мелом, или вместо сурьмы — обычный свинец (случаев множество). В истории были курьезные ситуации, когда отправители затаривали контейнер биг-бегами с морским песком. В этой же группе кейсов можно привести случаи, когда груз прибывает со значительной пересортицей, или в меньшем количестве. Причем, наибольшие сложности у покупателя могут возникнуть, если о таких несоответствиях он узнает после подачи декларации непосредственно в рамках реализации таможенного контроля. В таком случае дополнительная «моральная поддержка» от лица государственных органов РФ может произойти в форме заведения дела об АП по статье 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров). Практика таких схем обычно основывается на возможностях отправки товаров на экспорт из КНР по поддельным документам.
Схема 4 Ценный посредник
Китайский поставщик изначально позиционирует себя торговой компанией, работающей с несколькими фабриками, у которых отсутствует законное право ведения внешнеэкономической деятельности (экспортно-импортная лицензия). Покупатель заключает договор с компанией, зарегистрированной на территории КНР, а экспортером и получателем платежей, как правило, является гонконгский оффшор. Покупатель проверяет и даже в каких-то случаях посещает фабрику, которая действительно производит требуемые товары, однако не имеет возможности отгружать их на экспорт. Сделка совершается с торговой компанией. После получения оплаты, отправитель производит отгрузку и высылает комплект документов, данные которых не соответствуют условиям сделки (например, по общему весу груза). Покупатель после неудачных попыток связаться с поставщиком, звонит на фабрику. Последняя, в свою очередь, подтверждает то, что действительно отгрузила на днях данную партию в адрес поставщика, но не в том количестве, о котором покупатель договорился с поставщиком, а в том, которое и значится в полученном ранее комплекте документов. Оплаченная, но не поставленная разница и является незаконным доходом поставщика.
Значительно снизить риски материального ущерба, вызванного действиями китайских мошенников, работающих по вышеописанным классическим схемам, можно при соблюдении следующих нехитрых правил, которыми многие сегодня еще зачатую пренебрегают.
1. Необходимо комплексно проверять не только поставщика, но всех лиц (если их несколько), имеющих отношение к сделке, а также их взаимосвязь, используя для этого профессиональные методики.
2. Необходимо не просто заключить полноценный договор, текст которого в деталях отражает все условия сделки, но и регулярно отслеживать его исполнение со стороны китайского партнера. Свои обязательства даже по подписанному договору большинство китайских бизнесменов рассматривают как заявление о намерениях и примерный план своей работы, в который можно вносить достаточно существенные произвольные изменения – в том числе, и не информируя об этом партнера.
3. Поездка в Китай и личные переговоры непосредственно на фабрике с ее руководством закроет ряд важных вопросов, связанных с безопасностью сделки.
4. Рекомендуется производить предотгрузочные инспекции до перечисления полной оплаты за товар при первых отгрузках и выборочно при последующих поставках.
5. Категорически не рекомендуется производить какие-либо оплаты китайским поставщикам в адрес физических лиц (сотрудников компаний), используя системы денежных переводов (WU, MoneyGram и др.).
Глубина проработки каждого пункта зависит от суммы сделки, уровня бизнеса покупателя и его границ зоны риска.
Я не берусь утверждать, что в Китае живет и работает больше недобросовестных предпринимателей (в относительных величинах), чем в некоторых других странах Востока, или самой России. Однако сегодня в силу интенсификации взаимной торговли на уровне представителей малого и среднего бизнеса двух стран с особенностями деловой культуры наших восточных партнеров просто нельзя не считаться.
Не хочется также преувеличивать масштабность этих проблем на фоне текущих глобальных изменений. Очевидно, что большинство импортеров по-прежнему продолжает неплохо зарабатывать на поставках из Китая. Но всякий раз, когда сталкиваешься с очередным эпизодом мошенничества, задаешься вопросом, или многие наши коллеги еще недостаточно информированы по этой теме, или желание сэкономить и снизить расходы по сделке оказывается сильнее всех осознаваемых рисков.
Продолжение следует…
23.11.2015
Роман Гордиенок