Порядок перемещения через таможенную границу союза товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры регулирования

 

В работе проведен анализ действующего на таможенной территории Евразийского экономического союза порядка получения лицензий на импорт или экспорт отдельных видов товаров и организации таможенного контроля лицензируемых товаров. Предложены варианты схем автоматизированного процесса постановки лицензии на контроль в таможенном органе и автоматизированного контроля за ходом исполнения лицензии

The paper analyzes existing procedures for obtaining licenses for the import or export of certain goods and organization of the customs control of licensed good in the customs territory of the Eurasian Economic Union. A variant of the automated license schemes process of setting under control of the customs authority and automated monitoring of the license execution

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; электронный вид лицензии; лист исполнения лицензии; оперативный таможенный контроль лицензируемых товаров; централизованный таможенный контроль лицензируемых товаров

Keywords: Eurasian Economic Union; electronic form of the license;  license execution list; operational customs control of licensed goods;  centralized customs control of licensed goods
 

Одна из распространенных мер нетарифного регулирования, как показывает практика, – разрешительный порядок пропуска товаров, реализуемый при лицензировании отдельных видов товаров.

На территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен Единый перечень товаров, в отношении которых разрешением на ввоз на таможенную территорию Союза и (или) вывоз с этой территории является лицензия. Перечень данных товаров определен решениями Евразийской экономической комиссии:

  • Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»;
  • Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»;
  • Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 99 «Об установлении тарифных квот на ввоз в 2016 году отдельных видов сельскохозяйственных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также объемов тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств – членов Евразийского экономического союза».

На основании статьи 47 Договора «О Евразийском экономическом союзе» государства – члены Союза в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в установленном порядке. Данный подход позволяет государствам – членам Союза применять лицензирование для защиты собственных интересов в зависимости от различных факторов (конкурентоспособности национальных производителей, проблемы поступления в страну некачественных товаров).

 

Российским законодательством определен перечень товаров, в отношении которых при ввозе в Россию или вывозе из России применяется лицензирование в одностороннем порядке. В частности, данный вид лицензирования может применяться к отдельным видам товаров. Перечень и порядок их перемещения регламентированы национальным законодательством, а именно:

  • Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырье- вых товаров, содержащих драгоценные металлы»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств–участников соглашений о Таможенном союзе»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1486 «О лицензировании импорта щебня, гравия, отсевов дробления, материалов из отсевов дробления и смесей, компонентами которых являются щебень, гравий и песок».

В отношении товаров, включенных в единые перечни, подлежащих лицензированию на наднациональном и национальном уровнях, на территории Евразийского экономического союза установлен единый порядок получения лицензий. Для получения лицензии заинтересованное лицо обязано руководствоваться следующими документами:

 

  • Приложением № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе

 

«Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»;

 

  • Приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран «Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров»;
  • Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров».

 

В Правилах выдачи лицензий на экспорт и (или) импорт товаров указаны отсылочные нормы к национальному законодательству в части сбора необходимых документов для оформления лицензии и согласования факта ее получения в соответствующих государственных органах исполнительной власти. Для участника внешнеторговой деятельности процесс получения лицензии может быть достаточно продолжительным.

 

С учетом действующего законодательства, нормативно-правовых актов, предлагается следующий алгоритм действий заинтересованного лица при получении лицензии на экспорт или импорт лицензируемого товара. Данный алгоритм представлен на рис. 1.

1

Рис.1. Общий алгоритм действий при получении лицензии

 

Анализ алгоритма, представленного на рис. 1, показывает, что для получения лицензии заинтересованное в этом лицо обязано представить необходимые для оформления лицензии документы в соответствующий государственный орган исполнительной власти, который определяется Правительством Российской Федерации. Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в торговле с третьими странами, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1567-р от 23 сентября 2010 года.

 

После получения положительного заключения в этом органе, эти документы с заключением (разрешением) предъявляются в уполномоченный орган на выдачу лицензии – Министерство промышленности и торговли РФ.

 

Данный подход создает определенные трудности для участника внешнеторговой деятельности и приводит к дополнительным временным затратам в получении лицензии.

 

Целесообразным представляется на законодательном уровне закрепить полномочия по согласованию вопросов с соответствующими органами исполнительной власти о возможности выдачи лицензий за Министерством промышленности и торговли РФ. В этом случае необходимые документы для оформления лицензии будут представляться только в уполномоченный на выдачу лицензии орган, что позволит существенно сократить временные затраты на получение лицензии.

 

На современном этапе лицензия может выдаваться (оформляться) в форме электронного документа в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией (Комиссией), а до его утверждения – в порядке, определяемом законодательством государства – члена Союза. Структура и формат лицензии в форме электронного документа утверждаются Комиссией, а до их утверждения определяются в соответствии с законодательством государства – члена Союза[1].

 

В России выдача лицензий на импорт или экспорт товаров осуществля- ется в настоящее время согласно административному регламенту Министерства промышленности и торговли РФ, который утвержден приказом Минпромторга от 17.02.2012 № 135 «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий» (с изменениями на 30 июля 2015 года).

 

В соответствии с утвержденным регламентом оформление и выдача разовых, генеральных и исключительных лицензий на экспорт или импорт отдельных видов товаров производится в соответствии с приказом Минпромторга России от 03.09.2012 № 1251 «О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров». Согласно указанному приказу Минпромторга в зависимости от наименования лицензируемого товара документы на оформление лицензии подаются в Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности или в территориальный орган Минпромторга.

 

Указанные органы выдают лицензию на защищенной от подделок бумаге уполномоченному представителю организации. Документы и сведения для оформления лицензии от организаций и других заинтересованных лиц принимаются в соответствии с действующим регламентом в бумажном виде. Таким образом, подача документов и сведений для получения лицензии, а также оформление лицензии в форме электронного документа на территории Российской Федерации не применяется. Таким образом, подача документов и сведений для получения лицензии, а также оформление лицензии в форме электронного документа на территории Российской Федерации не применяется, так как на законодательном уровне еще не определен механизм получения лицензии в форме электронного документа. Разработка, а также внедрение данного механизма будет способствовать и реализации положений дорожной карты об уменьшении бумажных документов, предъявляемых контролирующим органам.

 

Анализ законодательных актов Республики Беларусь показал, что в настоящее время лицензии на импорт или экспорт выдаются Министерством торговли, как и в Российской Федерации, только в бумажном виде.

 

На основании законодательства Республики Армения импорт и экспорт товаров осуществляется без оформления лицензий, на отдельные виды товаров могут оформляться разрешения.

 

В Республике Казахстан на законодательном уровне закреплены вопросы оформления лицензий в форме электронного документа:

 

электронная форма лицензии – лицензия в форме электронного документа, оформляемая и выдаваемая с использованием информационных технологий, равнозначная лицензии на бумажном носителе[2]; электронная форма разрешения – разрешение в форме электронного документа, оформляемое и получаемое с использованием государственной информационной системы разрешений и уведомлений, равнозначное разрешению на бумажном носителе3.

 

Для оформления лицензии в электронном виде в Республике Казахстан активно используется информационная система «Е-лицензирование».

 

Через портал www.elicense.kz можно подать заявление по одному из 81 видов предпринимательской деятельности в сфере промышленности, архитектуры и строительства, экспорта-импорта и других. Заявление принимается и обрабатывается соответствующими госорганами (всего 19 центральных и 16 местных исполнительных органов).

 

Оформление лицензий на импорт и (или) экспорт товаров осуществляется на основании стандарта государственной услуги, разработанной Министерством национальной экономики Республики Казахстан[3].

 

После получения лицензии на товар, прежде чем декларировать этот товар в соответствии с избранной таможенной процедурой, оригинал лицензии необходимо поставить на контроль в таможенном органе. Процедура постановки лицензии на контроль в таможенном органе едина на территории Евразийского экономического союза и регламентирована решением Комиссии Таможенного союза[4].

 

В соответствии с указанным решением владелец лицензии обязан представить в таможенный орган оригинал лицензии и копии оригинала лицензии, количество которых должно соответствовать количеству таможенных органов, где будет проходить таможенное декларирование лицензируемых товаров для избранной таможенной процедуры, кроме таможенного транзита. Следует также представить копию оригинала лицензии для таможенных органов, расположенных в пункте прибытия или убытия с таможенной территории Союза.

 

Пунктом 14 решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 687 установлено: «Лицензируемые товары, оригиналы лицензий которых не поставлены на контроль, к перемещению через таможенную границу Таможенного союза не допускаются, а в случае, если в отношении лицензируемых товаров установлены меры нетарифного регулирования, – не подлежат выпуску таможенными органами».

 

Положения о необходимости представления копии лицензии для таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через таможенную границу Союза, подлежат анализу с позиций актов действующего таможенного законодательства Таможенного союза.

 

В статье 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) указано, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного сою- за, которыми установлены такие запреты и ограничения.

 

Термин «запреты и ограничения» применяется в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора «О Евразийском экономическом союзе», а именно: «к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования». Следовательно, для лицензируемых товаров лицензия является документом, подтверждающим соблюдение ограничений в отношении их перемещения через таможенную границу.

 

Пунктом 1 статьи 215 ТК ТС определено содержание таможенной процедуры таможенный транзит: «таможенный транзит – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования».

 

С позиций разрешительного порядка перемещения лицензирование импорта и экспорта товаров (за исключением лицензирования перемещаемых экспортконтрольных товаров и продукции военного назначения) относится к мерам нетарифного регулирования.

 

Таким образом, на основании определения таможенного транзита в отношении лицензируемых товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, лицензия не должна представляться таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию таможенного союза или в месте убытия с этой территории.

 

Вместе с тем на основании статьи 216 ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является следующее: «…в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов». В этом случае установлено требование о соблюдении ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу без каких-либо исключений. Поскольку лицензия для лицензируемых товаров является документом, подтверждающим соблюдение установленных ограничений, без представления ее таможенному органу на основании статьи 216 ТК ТС лицензируемый товар не может быть помещен под таможенную процедуру таможенного транзита.

 

Требование о представлении лицензии в пункте прибытия (убытия) закреплены в решениях Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии. На основании решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления ряда документов, в том числе и документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов.

 

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» закреплено положение о том, что при помещении лицензируемых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита лицензия должна представляться таможенному органу в месте прибытия или убытия.

 

Можно сделать вывод о том, что при помещении лицензируемых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, исходя из определения таможенного транзита, представление таможенному органу лицензии не требуется, но на основании положений законодательных актов Таможенного союза, устанавливающих порядок помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, представление лицензии таможенному органу обязательно.

 

Основываясь на требовании статьи 152 ТК ТС о том, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, таможенные органы должны проверять необходимые документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений на перемещение товаров и при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита. Поэтому представляется целесообразным в статье 215 ТК ТС из определения таможенного транзита исключить слова «…за исключением мер нетарифного и технического регулирования».

 

Следует обратить внимание и на тот факт, что в действующих законодательных актах по помещению товаров под таможенную процедуру таможенного транзита лицензируемых товаров не указано, какой документ – оригинал или копию лицензии, заверенную в таможенном органе, – необходимо предъявлять таможенному органу в месте прибытия или убытия. В качестве примера в таблице приведены нормативные документы и формулировки требований к разрешительным документам.

Таблица

Нормативное обеспечение таможенного транзита лицензируемых товаров

Наименование законодательного акта Документ, предъявляемый в месте прибытия (убытия)  в отношении лицензируемых товаров
Статья 216 ТК ТС. Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита 2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов.
Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» 9. Заверенная таможенным органом копия лицензии либо копия с этого документа представляется в месте прибытия (убытия) совместно с транспортными (перевозочными) и (или) коммерческими документами на каждую партию товара, перемещаемую через таможенную границу Таможенного союза.

14. В случае, если иное не установлено Положениями о применении ограничений, товары, в отношении которых оригиналы лицензий не поставлены на контроль, к перемещению через таможенную границу Таможенного союза не допускаются, а в случае, если в отношении лицензируемых товаров установлены меры нетарифного регулирования, – не подлежат выпуску таможенными органами.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» Помещение лицензируемых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до внутреннего таможенного органа осуществляется при наличии лицензии

Согласно статье 215 ТК ТС оригинал лицензии и заверенная копия оригинала лицензии относятся к разрешительным документам.

 

Следовательно, при помещении лицензируемых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в решениях Евразийской экономической комиссии, касающихся установления порядка перемещения таких товаров, целесообразнее указывать на представление таможенному органу не лицензии, а заверенные копии оригинала лицензии во внутреннем таможенном органе.

 

Для проведения оперативного контроля за перемещением лицензируемых товаров в России на основании решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 687 разработана Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, направленных на реализацию Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров[5].

 

На основании данной инструкции постановка оригинала лицензии на контроль в таможенном органе предполагает выполнение следующих действий:

  1. Владелец лицензии предъявляет в отдел документационного контроля таможни заявление о постановке лицензии на контроль, оригинал лицензии и необходимое количество копий оригинала лицензии.
  2. В отделе документационного контроля происходит регистрация заявления, затем все документы передаются в отдел торговых ограничений и экспортного контроля (ОТО и ЭК).
  3. В ОТО и ЭК проверяются документы и сведения для принятия решения о постановке лицензии на контроль. Подлинность оригинала лицензии может быть подтверждена путем получения ответа на запрос по утвержденной технологической карте межведомственного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензий. В настоящее время это взаимодействие в обязательном порядке Инструкцией не предусмотрено.
  4. При отсутствии замечаний оригинал лицензии ставится на контроль путем занесения необходимых сведений в электронный журнал установленного образца регистрации оригиналов лицензий. Кроме этого, копии лицензий заверяются должностным лицом ОТО и ЭК, и информация с копий лицензий вносится в листы исполнения лицензий, формируемые в виде электронного документа.
  5. Листы исполнения лицензий направляются в электронном виде на таможенные посты в места, где будут декларироваться лицензируемые товары в соответствии с выбранной таможенной процедурой (кроме таможенного транзита), а заверенные копии оригинала лицензии возвращаются владельцу лицензии.

 

Анализ указанных выше действий по постановке лицензии на контроль позволяет сделать вывод о том, что эти действия могут быть алгоритмизированы и приведены к автоматизированной проверке сведений, необходимых для принятия решения о постановке оригинала лицензии на контроль в таможенном органе.

 

Примерная схема автоматизированного процесса постановки лицензии на контроль представлена на рис. 2.

 

Процесс постановки оригинала лицензии на контроль в таможенном органе на основании предложенной выше схемы заключается в следующем. Владелец лицензии направляет в электронном виде в ЦИТТУ ФТС России заявление установленного образца с указанием наименований таможни, таможенных постов, наименования, кода по ТН ВЭД и количества лицензируемого товара для каждого таможенного поста, где будет проходить декларирование лицензируемого товара, и электронный вид лицензии. ЦИТТУ ФТС России регистрирует факт подачи заявления и направляет в таможню, указанную в заявлении, электронный вид заявления и лицензии. В ОТО и ЭК таможни происходит автоматическая проверка сведений, указанных в заявлении и лицензии. При совпадении сведений заявлению присваивается регистрационный номер по установленной форме. После регистрации заявления осуществляется проверка подлинности лицензии на основании утвержденной технологической карты взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу лицензии. Если подлинность лицензии установлена, лицензии присваивается регистрационный номер по установленной форме и должностным лицом ОТО и ЭК формируется лист исполнения лицензии на основании сведений, указанных в заявлении. Владельцу лицензии в электронном виде направляется лицензия с регистрационным номером о постановке ее на контроль, а на соответствующие таможенные посты передаются листы исполнения лицензии с указанием срока действия лицензии. В таможню, в регионе деятельности которой лицензируемые товары будут пересекать таможенную границу, направляется электронный вид лицензии с регистрационным номером о постановке ее на контроль.

2

Рис. 2. Схема автоматизированного процесса постановки лицензии на контроль в таможенном органе

 

Автоматизированная постановка на контроль оригинала лицензии приведет к существенному снижению бумажного документооборота, уменьшению временных затрат на осуществление этой процедуры.

 

Рассмотрим возможность применения автоматизированного контроля за исполнением зарегистрированной в таможенном органе лицензии.

 

На основании приказа ФТС России от 22.06.2011 № 2652 оперативный контроль за помещением лицензируемых товаров под избранную таможенную процедуру заключается в выполнении следующих действий должностными лицами ОТО и ЭК таможни:

  • постановка оригинала лицензии на контроль в соответствии с установленным порядком;
  • получение от подчиненных таможенных постов информации в бумажном виде о фактически выпущенных товарах в установленный срок действия лицензии (копии заверенных копий лицензий, листы исполнения лицензии);
  • сверка информации по наименованию, количеству и срокам выпущенных товаров с аналогичной информацией, указанной в зарегистрированном оригинале лицензии;
  • заполнение электронного журнала регистраций лицензий;
  • формирование папки, в которой хранятся заявление о постановке лицензии на контроль, оригинал лицензии, копии заверенных копий лицензий, листы исполнения;
  • информация о выявленных нарушениях и принятых мерах в течение 10 рабочих дней направляется в ФТС России.

 

Таким образом, оперативный контроль осуществляется путем проверки соответствующих бумажных документов, которые затем формируются в папки и в течение установленного срока хранятся в таможне.

 

Названные выше действия сводятся к проверке информации, содержащейся в формализованных документах, поэтому они могут быть алгоритмизированы и приведены к автоматизированной проверке выпуска товаров в счет зарегистрированной в таможенном органе лицензии.

 

Примерная схема автоматизированного процесса контроля за исполнением лицензии представлена на рис. 3.

3

Рис. 3. Примерная схема автоматизированного контроля исполнения лицензии

 

Автоматизированный контроль за исполнением лицензии по предлагаемой схеме заключается в следующем. После получения уведомления от ОТО и ЭК таможни о ее регистрации и постановке электронного вида лицензии на контроль декларант самостоятельно или через таможенного представителя направляет в электронном виде ДТ и необходимую информацию для помещения лицензируемого товара под избранную таможенную процедуру. По мере поступления электронной ДТ на лицензируемый товар в автоматическом режиме происходит проверка сведений по количеству товара, заявленного в ДТ, и сроку действия лицензии со сведениями, указанными в листе исполнения, который находится в базе зарегистрированных листов исполнения ОТО и ЭК таможни. Если замечаний не выявлено, то выполняется форматно-логический контроль по соблюдению условий помещения товара под заявленную таможенную процедуру. В случае принятия решения о выпуске товара в автоматическом режиме происходит проверка остатка квоты лицензируемого товара. Если остаток не равен нулю, в лист исполнения лицензии вносится остаток квоты с указанием даты внесения, и лист вновь направляется в базу зарегистрированных листов исполнения. Если остаток квоты равен нулю, то в листе исполнения проставляется отметка о закрытии этого листа, и он пересылается в архив «закрытых» листов исполнения по зарегистрированной лицензии. Из архива лист исполнения передается в базу «закрытых» листов исполнения ОТО и ЭК таможни. После поступления листа исполнения в эту базу в автоматическом режиме проверяются сведения, содержащиеся в «закрытом» листе исполнения, и сведения зарегистрированной лицензии в базе данных лицензий, зарегистрированных в таможне. Если расхождений нет, зарегистрированная лицензия и «закрытый» лист исполнения вносятся в архив для хранения в установленный срок. При выявлении расхождений принимаются меры по устранению обнаруженных недостатков в установленном порядке.

 

Применение данной схемы повысит оперативность и эффективность проведения контроля за исполнением лицензии при импорте или экспорте лицензируемых товаров.

 

Рассматривая вопросы организации таможенного контроля лицензируемых товаров, следует обратить внимание на то, что приказом ГТК России от 15.12.2002 № 1342 «О контроле за ввозом вывозом лицензируемых товаров» кроме оперативного контроля предусмотрен и централизованный контроль за ввозом вывозом лицензируемых товаров.

 

При централизованном контроле основная роль отводилась ГНИВЦ ГТК России (в настоящее время ЦИТТУ ФРТС России). ГНИВЦ ГТК России формировал базы данных лицензий на основании представляемых таможенными органами заверенных копий лицензий и баз данных лицензий, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на выдачу лицензий. По мере поступления от таможенных органов статистической отчетности по установленной форме и копий деклараций производился автоматизированный контроль выпуска товаров в счет установленных лицензией квот. В случае выявления расхождений в сведениях базы данных лицензий и соответствующих деклараций, по которым выпускался товар, принимались меры по устранению выявленных нарушений.

 

Проведение централизованного контроля актуально и в отношении квотируемых товаров, перемещаемых через таможенную границу.

 

В настоящее время на основании Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденной Приказом ФТС России от 29.12.2011 № 2652, централизованный контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров с участием ЦИТТУ ФТС России не предусмотрен. Наличие данного контроля позволило бы усилить контроль за деятельностью таможенных органов при помещении под заявленные процедуры товаров, подлежащих лицензированию при перемещении через таможенную границу.

 

Библиографический список:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе: Приложение к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран «Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров». URL: http://www.consultant.ru.
  2. Стандарт государственной услуги «Выдача лицензии на импорт и (или) экспорт отдельных видов товаров при применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также специальных защитных мер». URL: http://www.egov.kz.
  3. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III. URL: http://www.online.zakon.kz.
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров».
  5. Приказ ФТС России от 29.12.2011 № 2652 // Справочник ВЭД ИНФО.
  6. Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V. URL: http://www.online.zakon.kz.

 

 

Авторы: А.В. Кулешов, И.В. Голованова

Статья опубликована в научно-практическом журнале Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова фил-ла Российской таможенной академии «Ученые записки» (№ 4, 2015)

[1] Договор о Евразийском экономическом союзе: Приложение к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран «Правила выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров». URL: http://www.consultant.ru.

[2] Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III. URL: http://www.online.zakon.kz. 3 Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V. URL: http://www.online.zakon.kz.

[3] Стандарт государственной услуги «Выдача лицензии на импорт и (или) экспорт отдельных видов товаров при применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также специальных защитных мер». URL: http://www.egov.kz.

[4] Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров».

[5] Приказ ФТС России от 29.12.2011 № 2652 // Справочник ВЭД ИНФО.

Записаться на обучение


Физ. лицо

Юр. лицо