Введение
Морские перевозки отличаются от других способов доставки широкими возможностями по перемещению различных видов грузов, широкой географией и более низкой стоимостью. В зависимости от вида и объема перемещаемого груза для перевозки могут использоваться специализированные суда или тара (контейнеры).
Кроме того, важно знать, что в международном судоходстве сложились две формы организации перевозок: линейная (liner service) и трамповая (tramp service). Трамповое судоходство – это морское судоходство, при котором на основе договора (чартера) возможно зафрахтовать судно на индивидуальных условиях. В отличие от трампового, линейное судоходство – это регулярные перевозки грузов мелкими партиями, по расписанию и установленному тарифу с оформлением стандартного договора морской перевозки груза, который называется коносаментом.
Рассмотрим порядок оформления коносамента и его роль в морских перевозках грузов.
Что же такое коносамент?
Коносамент (Bill of Lading) – это документ, выдаваемый судоходной линией (перевозчиком) или ее законным представителем (агентом), в качестве расписки о принятии груза к перевозке. Коносамент отражает отношения между перевозчиком и грузоотправителем и является ценной бумагой.
Это логистический документ, который выступает в качестве транспортной накладной, одновременно выполняя следующие функции:
- подтверждает заключение договора перевозки;
- выступает распиской о принятии груза к перевозке;
- является товарораспорядительным документом.
Назначение коносамента
Основным назначением коносамента является подтверждение заключения договора перевозки груза, он удостоверяет право его держателя распоряжаться грузом и получить груз после завершения перевозки.
Соответственно, грузоотправитель, получая коносамент, пересылает его получателю груза или агенту.
Виды коносаментов
Перевозчиком могут быть выданы оригиналы коносамента, без предъявления которых выдача груза невозможна, либо только копии, позволяющие получить груз лицу, указанному в качестве грузополучателя без предъявления оригинального коносамента.
На практике можно столкнуться с понятиями «линейный /океанский коносамент» (Master Bill of Lading, MBL) и «домашний коносамент» (House Bill of Lading, HBL).
Зачастую контейнерные перевозки у судоходной линии или ее законного представителя заказывают экспедиторы. В такой ситуации линейный коносамент выпускается непосредственно судоходной линией для заказчика — экспедитора. Домашний коносамент выпускается экспедитором либо перевозчиком NVOCC (non-vessel operating common carrier) для конкретного грузоотправителя.
Другие виды коносаментов представлены в таблице:
Direct bill of lading | Прямой коносамент | Коносамент, который оформляют в том случае, если доставка контейнера осуществляется из одного порта до другого.
|
Through bill of lading | Сквозной коносамент | Коносамент, оформляющийся при мультимодальной схеме перевозки. |
Negotiable bill of lading) | Оборотный коносамент | Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. |
Non-negotiable bill of lading | Необоротный коносамент | Коносамент, по которому получатель контейнера с грузом определяется заранее и не передает свое личное право на его получение 3-му лицу. |
Straight bill of landing | Именной коносамент | В именном коносаменте указывается наименование конкретного грузополучателя. |
To-order bill of lading | Ордерный коносамент | По ордерному коносаменту контейнер выдается либо по ордеру отправителя /получателя, либо по ордеру банка. |
Bearer bill of lading | Коносамент на предъявителя | Коносамент на предъявителя обязывает линию передать контейнер с грузом любому лицу – держателю коносамента |
Порядок заполнения коносамента
Коносаменты могут выглядеть по-разному, но в них вносится примерно одна и та же информация. Рассмотрим правила заполнения коносамента на примере коносамента транспортно-логистической компании FESCO.
Образец коносамента Fesco
- BILL OF LADING No. Номер коносамента, представляет собой набор латинских букв и цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии мы можем узнавать актуальную информацию о местонахождении груза.
- SERVICE NAME Название судоходной линии.
- BOOKING No. Номер заказа (букинга) на перевозку. По нему также можно узнавать информацию о статусе груза.
- QUOTE No. Номер квотации.
- SHIPPER (Name and Full Address) Указывается наименование и адрес грузоотправителя.
- CONSIGNEE (Non-Negotiable Unless Consigned to Order) Указывается наименование и адрес грузополучателя.
- NOTIFY PARTY (Name and Full Address) Указывается наименование и адрес компании, которую нужно проинформировать о прибытии груза.
- INITIAL CARRIAGE (Mode) Вид транспорта доставки с которого судоходная линия получает груз к перевозке.
- PLACE OF RECEIPT Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия делала наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправки.
- EXPORT CARRIER (Vessel & Flag) Экспортный перевозчик. Название судна и флаг.
- PORT OF LOADING Порт погрузки.
- ON-CARRIAGE VOYAGE Номер рейса доставки.
- PLACE OF DELIVERY Место доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия делала наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю.
- VOYAGE Номер рейса.
- PORT OF DISCHARGE Порт выгрузки.
- NUMBER OF ORIGINAL BILLS OF LADING Количество выпущенных оригиналов коносамента.
BELOW PARTICULARS OF THE GOODS FURNISHED BY THE SHIPPER
НИЖЕ ПРИВОДЯТСЯ СВЕДЕНИЯ О ГРУЗЕ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕМ ПО ДОГОВОРУ
- MARKS AND NUMBERS Информация о маркировке и количестве груза.
- NUMBER OF PACKAGES Информация о количестве упаковок груза.
- DESCRIPTION OF PACKAGES AND GOODS Информация о грузе и его упаковке, тип и номер контейнера, принадлежность контейнера, номер пломбы, вес порожнего контейнера.
- WEIGHT (KGS) N.W. / G.W. Вес НЕТТО / БРУТТО
- MEASUREMENT (CBM) Объем груза (куб. м.)
- TOTAL Общее количество упаковок груза, общий вес и общее количество контейнеров, принятых линией к перевозке.
- FREIGHT CHARGES Фрахт Расходы
- PREPAID / COLLECT Фрахт оплачен в порту погрузки, произведена предварительная оплата фрахта / Фрахт подлежит оплате грузополучателем в порту назначения.
- PLACE OF ISSUE Место издания коносамента
- DATE OF ISSUE Дата издания коносамента
Оборотная сторона коносамента содержит напечатанные мелким шрифтом правила и условия перевозки.
Пример заполнения коносамента
Заключение
Правильно оформленный коносамент является важным элементом процесса морской перевозки грузов. Заполнением коносамента обычно занимается перевозчик, поэтому важно получить черновик (драфт) документа перед его подписанием и проверить соответствие информации.
На сегодняшний день использование электронных систем отслеживания и выдачи грузов позволяет обойтись без использования оригинальных коносаментов и осуществить доставку товара без передачи бумажных документов. Но полностью отказаться от оформления накладных не получится и следует уделить внимание правильности их заполнения.
Научиться организовывать перевозку грузов и работать с сопроводительными документами Вы можете на наших курсах «Менеджер по ВЭД» и «Международная транспортная логистика».