Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации

Организационная структура, основные законодательные акты

Мировая история доказывает, что интеграционные экономические объединения всегда выгодны. В зависимости от складывающейся политической обстановки такие союзы формируются на разных принципах.

В развитии интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств (СНГ) большое значение имеет создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было образовано на основе созданного в 1995 году Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.

10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Активное разностороннее сотрудничество стран — членов ЕврАзЭС поставило на повестку дня вопрос о переходе к следующему, более высокому этапу интеграции: от зоны свободной торговли к созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Так родилось решение В. Путина, А. Лукашенко, Н. Назарбаева в августе 2006 года о формировании Таможенного союза и Единого экономического пространства в составе трех стран — Беларуси, Казахстана и России.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик. Создание Таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения и впоследствии присоединилась Киргизия.

Органами управления ЕАЭС являются Высший Евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии. На сегодняшний день идет разработка таможенного кодекса Евразийского экономического союза. До момента его принятия и вступления в силу в ЕАЭС руководствуются нормами международных соглашений, решений Евразийского экономического союза и Таможенным кодексом Таможенного союза.

Основные положения таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации.

Механизм таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации закреплен в Федеральном законе от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Союза и законодательством Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

Законодательные основы правового регулирования отношений, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через границу РФ можно представить с помощью схемы, изображенной на рис.1.

Рис.1. Законодательные основы правового регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации
Рис.1. Законодательные основы правового регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации

В таможенном регулировании ключевое значение отводится актам таможенного законодательства Союза. Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» применяется только в том случае, когда в Таможенном кодексе Таможенного союза имеется отсылочная норма на национальное таможенное законодательство. На рисунке 2 показаны лица, участвующие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности при ввозе товаров на территорию Союза.

Рис. 2 Лица, участвующие в перемещении товаров
Рис. 2 Лица, участвующие в перемещении товаров