Современная таможня: порядок взаимодействия участников ВЭД с таможенными постами

Оформление грузов в таможне всегда вызывало много вопросов не только у тех, кто сталкивался с этим впервые, но и у практикующих специалистов. Помимо разнообразия нормативной базы, дополнительную сложность представляет понимание структуры и функций разных подразделений таможенных органов. Попробуем разобраться в том, как устроена таможня и как изменилась ее работа за последние годы.

Официальную информацию о структуре и задачах таможенных органов проще всего найти на сайте Федеральной таможенной службы: customs.gov.ru. Основная иерархия таможенных подразделений не менялась уже много лет и представляет собой следующую структуру:

Структура таможенных органов
Рис.1 Структура таможенных органов

При этом функционал отдельных подразделений таможенных органов и процесс взаимодействия с ними декларантов претерпел существенные изменения.

Наиболее наглядно это можно заметить на примере работы таможенных постов. До внедрения системы электронного декларирования все основные процессы, связанные с таможенным контролем, происходили на внутреннем таможенном посту.

Сотрудники поста обычно разделялись на три отдела:

  • Отдел контроля за таможенным транзитом (ОКТТ) осуществлял закрытие и открытие процедуры транзита, принимал документы от перевозчиков;
  • Отдел таможенного досмотра (ОТД) проводил фактический контроль в форме осмотров, взвешиваний и досмотров;
  • Отдел таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) проверял таможенные декларации и документы на товары, принимал решение о выпуске грузов.
Таможенный терминал
Рис.2 Таможенный терминал

Сам таможенный пост, как правило, располагался на территории частного грузового терминала, на котором был открыт склад временного хранения (СВХ). Для оформления груза необходимо было заполнить декларацию, подготовить заверенные документы на груз, привезти электронную копию декларации (на дискете/флешке) вместе с пакетом документов на терминал, оформить пропуск на территорию и отдать их инспектору ОТО и ТК. При этом возникало много особенностей, связанных с личным взаимодействием декларанта и выпускающего инспектора, так что систему было решено реформировать.

На текущий момент внутренние посты разделили на две отдельные структуры:

  • Таможенный пост фактического контроля (ТПФК), расположенный на частном грузовом терминале и состоящий из ОКТТ и ОТД;
  • Центр электронного декларирования (ЦЭД), располагающийся в здании, принадлежащем государству и имеющий только отдел таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК).

При этом количество подразделений, занимающихся проверкой и выпуском деклараций, с более чем 600 ОТО и ТК сократилось до 16 ЦЭДов. Сами ЦЭДы разделены по нескольким признакам:

  • Территориальному: в каждом федеральном округе действует отдельный ЦЭД;
  • Виду транспорта: в портах Санкт-Петербурга, Новороссийска и Владивостока, а также в аэропортах Москвы действуют специализированные ЦЭДы;
  • Категориям товаров: для подакцизных грузов и энергетических товаров предназначены отдельные ЦЭДы.
Расположение центров электронного декларирования
Рис.3 Расположение центров электронного декларирования

Взаимодействие с таможней при таможенном оформлении в настоящее время подразумевает подачу декларации в электронном виде через Интернет, а личный контакт с инспектором ЦЭДа исключен из-за того, что в ЦЭД невозможно попасть никому, кроме его сотрудников. Единственная операция, когда присутствие декларанта или его представителя требуется на посту фактического контроля – это проведение таможенного досмотра.

Теперь подача таможенной декларации происходит следующим образом:

  1. Декларация подготавливается в программном средстве декларанта (об этом можно подробнее прочитать в статье «Всё, что нужно знать о программах для заполнения таможенных деклараций»).
  2. Документы на товар также переводятся в электронный формализованный вид (заполняются с помощью специальных форм) и загружаются в архив на сервере таможни.
  3. Декларация вместе с формализованными документами передается в ЦЭД через Интернет.
  4. В установленные законом сроки происходит проверка и выпуск декларации. Декларант получает электронные отметки о принятом решении и распечатывает декларацию из программы.

Личный визит на терминал нужен лишь в двух случаях:

  • При назначении таможенного досмотра
  • Для получения/отправки груза.

Взаимодействие ЦЭДа и поста фактического контроля также происходит в электронном виде.

Такая система позволяет минимизировать неформальное общение с таможенными инспекторами и обеспечивает большую прозрачность процесса таможенного оформления, так как все передаваемые документы и сообщения сохраняются в базе данных таможни. Участие в процессе электронного декларирования в настоящее время требует от декларанта наличия бОльших компетенций, чем требовалось ранее. Личный контакт с выпускающим инспектором отсутствует, все ошибки декларанта автоматически сохраняются в системе.

Поэтому, рекомендуем перед началом самостоятельного декларирования пройти подготовку по учебной программе «Таможенный декларант», что позволит не только освоить правила заполнения граф таможенной декларации, но и даст четкое представление о принципах эффективного взаимодействия с таможенными органами при оформлении импортируемых и экспортируемых товаров.

Духницкий Павел Сергеевич,

Ведущий преподаватель, руководитель отдела дистанционного обучения учебного центра «Компас ВЭД»

Записаться на обучение


Физ. лицо

Юр. лицо